-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Grestana

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.02.2015
«аписей: 44
 омментариев: 14
Ќаписано: 89

«ачем кн€зь ѕожарский приглашал на русский престол Ђзаморскогої монарха

¬торник, 09 январ€ 2018 г. 10:43 + в цитатник

ћы знаем кн€з€ ѕожарского как доблестного освободител€ ћосквы. »мператор —в€щенной –имской империи –удольф II мог бы узнать его в качестве практикующего алхимика, если бы получил от него письмо...

¬ июне 1612 года в ярославль, в расположение ополчени€ кн€з€ ѕожарского и  узьмы ћинина, прибыл некий ёсуф √регорович, посол императора —в€щенной –имской »мперии –удольфа II. √регорович возвращалс€ волжским путем из ѕерсии, где пробыл с миссией несколько лет.

ћежду ƒмитрием ѕожарским и послом состо€лась встреча, на которой кн€зь обмолвилс€, что русские «примут с великой радостию» в качестве государ€ австрийского эрцгерцога ћаксимилиана, брата императора –удольфа II.  роме того, ѕожарский переслал –удольфу письмо-челобитную, в котором пожаловалс€ на вероломных пол€ков:

« ак вы, великий государь, эту нашу грамоту милостиво выслушаете, то можете рассудить, пригожее ли то дело ∆игимонт король делает, что, преступив крестное целованье, такое великое христианское государство разорил и до конца разор€ет, и годитс€ ль так делать христианскому государю! » между вами, великими государ€ми, какому вперед быть укрепленью кроме крестного целовань€? Ѕьем челом вашему цесарскому величеству всею землею, чтоб вы, пам€ту€ к себе дружбу и любовь великих государей наших, в нынешней нашей скорби на нас призрели, своею казною нам помогли, а к польскому королю отписали, чтоб он от неправды своей отстал и воинских людей из ћосковского государства велел вывести».

ѕровожа€ посла домой, кн€зь убедительно рекомендовал возвращатьс€ не коротким «сухим путем» через Ћитву, а спокойной, но долгой «влажной дорогой», через јрхангельск, Ѕелое море. Ќа том и расстались…

¬ этом историческом факте, с первого взгл€да, нет ничего интригующего, если, конечно, не обращать внимани€ на приглашение ѕожарским на русский престол «заморского» монарха. ќднако есть некоторые нюансы, которые сгущают краски над рутинной встречей.

ѕисьмо мертвецу

«десь надо сказать, что √регорович сопровождал в јвстрию весьма представительное посольство из »рана. —в€щенна€ –имска€ импери€ активно поддерживала персидского шаха јббаса в войне против “урции, и послы, веро€тно, направл€лись в ≈вропу ради важных консультаций, а, может быть, и за деньгами — дл€ продолжени€ военных действий.

Ќе исключено, что ѕожарский, направл€€ послов «безопасным» путем, выполн€л какую-то миссию в большой международной политической игре.   стати, нельз€ исключать, что √ригорович также знал о смерти императора, и выезд иранских послов был св€зан именно со сменой власти в —в€щенной –имской империи. ¬ этом случае €рославский эпизод можно рассматривать как изощренную дипломатическую игру, наполненную бессмысленными формальност€ми, вроде приглашени€ на –усь «нового –юрика» и челобитной умершему императору.

ѕечать начинающего алхимика

 стати, о письме. ќно интересно ни столько своим содержанием, сколько печатью, которым его скрепил кн€зь ѕожарский. ќна, пр€мо скажем, выбиваетс€ из наших представлений об исконной русской символике.

¬ щите мы видим ворона, клюющего череп. ўит держат два льва, над щитом корона, а внизу печати извиваетс€ дракон. ¬округ надпись: «—тольник и воевода кн€зь ƒмитрей ћихайловичь ѕожарской —тародубской».

Ћюди, даже шапочно знакомые с алхимической символикой, без труда расшифруют некоторые геральдические нюансы этой печати. “ак, ворон, терзающий «мертвую голову», €вл€етс€ самой распространенной иллюстрацией так называемой «работы в черном» — первой стадии ¬еликого делани€ в алхимии. Ќа этом этапе приготовлени€ «философского камн€» алхимик производит в реторте обжиг исходного вещества — «первичной материи», которой предстоит цепь процедур, чтобы стать «золотом.

ƒл€ того, чтобы разобратьс€ с остальными «бести€ми» печати ѕожарского, обратимс€ к рецепту получени€ «философского камн€», который описал знаменитый алхимик XIII века –аймонд Ћуллий.

«¬озьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратитс€ в зеленого льва. ѕродолжай обжигание: он превратитьс€ в красного льва. Ќа песчаной бане нагрей красного льва с кислым спиртом винограда и выпаривай: меркурий обратитс€ в род камеди, которую можно резать ножом. ѕоложи камедь в перегонный снар€д и перегон€й: получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. —тенки перегонного куба покроютс€, как тенью, легким налетом, а в пробирке останетс€ истинный дракон, ибо он съест свой хвост. ¬озьми этого черного дракона, разотри его на камне, прикоснись раскаленным углем; он воспламенитс€: воспроизведешь зеленого льва. ѕусть он съест свой хвост. —нова перегон€й: получишь жгучую воду и человеческую кровь — это и есть эликсир».

ƒл€ практикующего алхимика пон€ть этот текст не составит особого труда. ћеркурий здесь €вл€етс€ свинцом (исходным материалом, о котором мы говорили), зеленый лев — окись свинца, красный лев — сурик, черный дракон — порошок с углистым веществом, конечный продукт представл€ет собой уксусно-свинцовую соль, котора€ способна восстанавливать золото из растворов, содержащих соли золота.

ѕортрет –удольфа II в образе растительного божества. ’удожник — јрчимбольдо

¬ажно то, что печать зафиксировало письмо дл€ –удольфа II, который был одним из главных практикующих алхимиков своего времени.  онечно, получив письмо с печатью «—тольника и воеводы», император бы пон€л, что русский корреспондент вполне продвинут в части понимани€ тонкостей производства "философского камн€" и что с ним можно говорить на серьезные темы. ќбидно то, что император к этому времени уже закончил свой земной путь...

» еще один нюанс. ≈сли вы внимательно читали ¬альтера —котта «јйвенго», вы наверн€ка помните, какой герб был на щите рыцар€-тамплиера Ѕриана де Ѕуагильбера, главного врага доблестного јйвенго.  Ќе помните? ¬се тот же ворон, клюющий череп...

ƒл€ нас, не обладающих алхимической эрудицией и не знающих тонкостей политического момента, так и останетс€ загадкой именна€ печать ѕожарского. Ѕыла ли это изощренной шуткой со стороны кн€з€, потешающегос€ над европейской модой на алхимию, или, напротив, про€влением дани этой моде, мы, веро€тно, уже не узнаем никогда.

источник




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку